Скорость чтения равна скорости нашего мышления, скорости восприятия и формирования обратной связи, наконец, скорости сопутствующего эмоционального процесса. Если вы читаете любимое стихотворение, если какая-либо фраза в тексте встречает ваш эмоциональный отклик, поток значимых для вас образов, если вы просто сталкиваетесь с относительно новой и значимой для вас информацией — здесь будет присутствовать и внутренняя речь, и активное осмысление (с ее помощью), и погружение в образную среду, индивидуальную для каждого читателя и каждого произведения. При активном восприятии создается единое информационное пространство. Меня часто спрашивают, можно ли после моего курса динамического обучения читать учебник по математике или «Войну и мир» с такой же скоростью, как и вечернюю газету. Можно «читать» еще быстрее. Все зависит от нашего индивидуального интеллектуального и личностного своеобразия. Учебник по математике для первого курса математического факультета я, математик по образованию, «читаю» значительно быстрее, чем стихи Мандельштама. Однако, как только я дохожу до любимых нелинейных и топологических многомерных пространств — интеллектуальные эмоции, наслаждение от соответствующего потока образов, взаимодействие с ними, поиск актуальных решений тут же «тормозят» процесс, традиционно называемый чтением. И начинается «проговаривание» :-). Внутренняя речь в сжатом виде маркирует значимую для нас информацию. Проделайте небольшой эксперимент — проскользите глазами какой-нибудь текст и обратите внимание на то, какие именно слова вами проговариваются. Чаще всего они являются ключевыми, несущими основную смысловую или эмоциональную нагрузку. Конечно, я не беру крайний вариант, когда проговариваются все слова без исключения — при активном восприятии в процессе чтения мы максимально приближаемся к характерной для нас модели мышления. Внутренняя речь — неотъемлемая ее часть. Именно она позволяет нам свертывать уже освоенную информацию и актуализировать ее в зависимости от контекста умственного действия. Л.С. Выготский говорил о том, что мысль не воплощается в слове, а совершается в слове. Внутренняя речь предоставляет нам план умственных действий, который затем развертывается во внешнюю речь, в результат этих действий.

Если внимательно проследить за внутренней речью, мы заметим, что именно уровень ее «сжатости» свидетельствует об эффективности интеллектуального процесса. «Динамичный» читатель не борется с проговариванием, а изучает, использует его, совершенствует общий процесс восприятия информации — и это энергоцелесообразная стратегия. Мы все помним, как в школе впервые столкнулись с названием «дезоксирибонуклеиновая кислота», я даже помню, как в такт шагов повторяла по слогам это слово, чтобы наконец-то можно было воспроизвести его без запинки. Что происходит сейчас, когда вы сталкиваетесь с ним в тексте при быстром чтении? Произносите ли вы его полностью или «сжимаете», не проговаривая целиком, даже не заменяя компактной аббревиатурой «ДНК»? Внутренняя речь может многое рассказать нам о нашем состоянии, об уровне подготовки в том или ином вопросе, об актуальности информации, наконец, о наших мыслительных стратегиях и особенностях восприятия. «Подавить» ее проще, чем кажется, достаточно читать невнимательно, бесцельно, но зачем? Вот я пролистываю, скользя глазами, «Войну и мир» — и вдруг глаза выхватывают фразу на заложенной странице, и тихий голос произносит ее: «Мудрость не нуждается в насилии»… А потом происходит пресловутая регрессия, глаза сами возвращаются к ней, и голос снова повторяет ее, но уже с другой интонацией и еще медленнее. Примерно то же самое происходит и с «Максимами и мыслями узника Святой Елены» Наполеона, эту книгу я купила сегодня, почти прочла. Многое я воспринимаю очень быстро, но некоторые фразы останавливают какими-то проговоренными про себя значимыми словами, я возвращаюсь к ним и произношу уже полностью. Например: «Написано более чем достаточно; я хотел бы поменьше книг и побольше здравого смысла» :-)… Можно добавить — и пристальности к нашему внутреннему миру, умного обращения с нашими мыслительными особенностями. Знакомство с добросовестными научными исследованиями также бывает полезно в оптимизации своих умственных действий. С этой точки зрения очень рекомендую главу из книги А.Р. Лурии «Язык и сознание» о происхождении и структуре внутренней речи.