Игры с новой информацией

Новая информация требует от нас применения совершенно иных стратегий, чем те, которые мы используем при обработке уже знакомых нам единиц. Эти стратегии имеют глубокую физиологическую основу, связанную с инстинктом выживания, и наблюдаются даже в животном мире.

Первым паттерном поведения при столкновении с новым объектом является резкое замедление скорости протекания процесса обмена информацией, например, скорости чтения. Наше подсознание маркирует новый объект этим замедлением темпа. Это объясняется активным поиском аналогов в уже существующей информационной базе, сравнением и идентификацией класса предмета. Для обезьяны калькулятор после тщательного изучения, скорее всего, будет идентифицирован как некоторое орудие труда или игры. Степень концентрации внимания на объекте существенно возрастает.
Вторым паттерном становится создание множественного описания объекта с помощью всех органов чувств. Обезьяна манипулирует с новым предметом всеми возможными способами: стучит им, исследуя звук и прочность, пробует “на зуб”, трогает его, рассматривает со всех сторон. Так же поступают и младенцы с любой новой игрушкой. Психолог сказал бы, что они используют синестезию своих каналов восприятия для получения множественности перспектив.
Чем больше описаний о качествах объекта мы получим и чем больше задействуем при этом ВСЕ наши органы чувств, тем быстрее мы переведем новый объект в ранг уже известных и тем прочнее “запомним” его.
Итак, у нас есть некоторый новый объект. Мы “проскальзываем” по тексту и наталкиваемся на слово, дату или что-то еще, что вызывает у нас четкое ощущение незнакомого и что нам необходимо прочно запомнить. Лучше потратить минуты две на обработку нового понятия, чем каждый раз искать его значение в словаре или в справочнике.
Вы готовы поэкспериментировать? Возьмем самый худший вариант – слово не вызывает у вас никаких ассоциаций, догадок. Требуется чисто механическое запоминание (так, например, бывает при запоминании иностранных слов, являющихся исключениями для правил правописания). Возьмите в руки словарь и найдите какое-нибудь совершенно неудобоваримое слово, правописание которого вам нужно запомнить.
1.Замедлим темп и остановим фокус своего внимания только на этом объекте. Весь мир исчез – только вы и Оно. На эти две минуты Оно для вас сейчас важнее, чем пятерка на экзамене через два месяца. Счастье вашей жизни зависит от того, как вы Его запомните! (Может быть, так и есть! Ведь вы научитесь стратегии быстрого и прочного запоминания, которая затем будет работать автоматически, причем уже гораздо быстрее в течение нескольких секунд!) И Оно вам интересно!
2.Подумайте о чем-либо сходном, что вы ощущаете как приятное и знакомое (например, любимое слово английского языка, написанное любимым цветом и шрифтом). Когда у вас возникнет это комфортное ощущение, посмотрите “в лицо” новому слову. Они братья.
3.МЕДЛЕННО, аккуратно, с любовью напишите слово большими буквами (это добавит еще один канал восприятия – тактильные ощущения). Если вам лень, пишите мысленно. Но тогда ваша рука должна в воображении испытать все сопутствующие физические ощущения. Может быть, проще поискать карандаш?
4.Посмотрите на слово. Мысленно “примерьте” на него разные цвета. Какой цвет ему больше подходит? Попробуйте минимум три цвета. Это можно делать быстро. Раскрасьте его в наиболее соответствующий цвет. Все ли буквы должны быть одного цвета? Если какие-то из них вызывают ваше недоумение при написании, раскрасьте их более ярким цветом.
5.”Зажгите” слово изнутри, как если бы оно принадлежало светящейся рекламе. Переливы света пусть пробегут от буквы к букве. Вы что-то почувствовали? Правильно! Оно должно стать ОБЪЕМНЫМ. Пусть буквы вырастут в вашем сознании, попробуйте сделать слово максимально объемным. Какая у него фактура?
6.На каком фоне вы его размещаете? Выберите “подложку” для него. Это может быть ваша любимая текстура. Хорошо брать фон мягкого, желтоватого, теплого оттенка и не очень гладкий. Посмотрите, как будет ваше объемное слово смотреться на этом фоне? Куда оно отбрасывает тень?
7.Назовите его. Сперва своим голосом, варьируя его высоту. Потом вспомните голос человека, который вам приятен или который является для вас моделью, авторитетом. Может быть, это будет мягкий женский голос, незнакомый вам, но услышать который вам было бы ОЧЕНЬ приятно. Какой у него тембр? Громкость? Он нейтрален или в нем звучит скрытая улыбка? Может быть, это “стальной” голос супермена или суперледи? Пусть голоса, которые вы “примеряете” произносят ваше слово, а вы подберете наилучшее звучание.
8.Поиграйтесь со словом. Здесь у вас полный простор для фантазии. Вы можете его (только целиком) бросить на траву (может быть, слово запищит при этом, пускай!), отпустить полетать, покружиться, как воздушный шарик. Может быть, слово “растянется в улыбку”. Оно хорошее!
9.Закройте глаза. Вы его видите целиком? Все четко видите? Если есть “провалы”, поиграйте с ними отдельно. Добейтесь идеального цельного впечатления.
10. С чем ассоциируется у вас слово? У вас уже появилась масса ассоциаций в процессе манипулирования. Куда его приспособить?
Вот вы его и знаете!
Проверьте себя: попробуйте его забыть. Получается? Какое слово вы должны забыть?
Конечно, можно не использовать все шаги предложенной стратегии. Иногда бывает достаточно задействовать только мысленное увеличение размера, быструю смену цвета и света, представить слово в объемном виде, добавив несколько интересных для вас манипуляций с ним и услышать, как его произносит приятный для вас голос. Вы выберете то, что вам больше всего подходит. Достаточно один раз проделать это упражнение тщательно, и у вас сформируется ваша индивидуальная стратегия работы с новым объектом, которая будет комфортна и оптимальна для вас.
И ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ: вы играете, а какая игра без удовольствия? Ребенок получает удовольствие от любого интересного и красочного предмета, который хорошо звучит, хорошо стучит и хорошо пахнет. Сделайте себе игрушку сами.