Дошли ли римляне до Шотландии на самом деле?

Хотя Вал Адриана старше, больше, крепче и известнее, но именно Вал Антонина, который признан объектом мирового наследия ЮНЕСКО, является последним рубежом Римской империи.

Вал Адриана – древнее чудо, которое словно змея извивается через северную Англию. Именно он вполне справедливо первым приходит на ум, когда речь идет о границах Римской империи в Британии. Вал Адриана – это невероятное зрелище. Он поэтически тянется вдоль холмов, демонстрируя всем величественные руины древних фортификационных сооружений.

В свое время высота вала достигала 4 м, а его протяженность составляла аж 73 мили (117 км). Даже сегодня еще остались значительные остатки целых частей каменной стены. Величие Вала Андриана, однако, затмевает собой настоящий рубеж римского мира в Британии, мира находчивых завоевателей, которые создали одну из крупнейших империй в мире по состоянию на конец 2 века нашей эры, а именно рубеж, который они построили около 100 миль (160 км) к северу.

Можно понять, почему так сложно избавиться от ложного представления людей о том, что римляне никогда не продвинулись дальше Вала Адриана – не говоря уже о Шотландии. Ведь гораздо удобнее думать, что они остановили свой натиск на вполне реальной, умышленно созданной своими руками линии, проходящей через Нортумберленд и Камбрию. В конце концов, римляне жили вдоль Вала Адриана в течение около 300 лет, и все это время защищали границу своей империи и закреплялись в регионе. Но на самом деле история северо-западной границы империи на этом не заканчивается, поскольку именно Валу Антонина, хоть и недолго, но по праву принадлежал титул «самой дикого» края империи.

Я выросла в Эдинбурге – практически по соседству с этим древним памятником. Тем не менее, я о нем почти ничего не знала, что на самом деле очень странно, если брать во внимание то, насколько невероятным инженерным достижением он был. Он простирался на 37 миль (60 км) от Ферт-оф-Форт до Ферт-оф-Клайд вдоль центральной части Шотландии. Его построили легионеры, которые находились там почти 1900 лет назад. Кроме того, сегодня он является одним из шести объектов мирового наследия ЮНЕСКО в Шотландии, а также частью серии объектов «Рубежи Римской империи», хотя скорее всего, он – наименее известный объект этой серии.

Внимание! Перевод следующей части выполнен с использованием машинного перевода.

Ставь лайк, если хочешь чтобы мы перевели статью до конца.

Статьи собравшие сто и более лайков будут обязательно переведены.

Это могло, в частности, быть связано с тем, что, в отличие от своего брата на юге, как такой «стены» сейчас не существует, которую можно было бы увидеть. Сначала это был один непрерывный насыпь земли и глины, который поднимался до 3 м и был выложен на север большим оборонным рвом на 5 м глубиной. Его расположение было похоже на стену Адриана, усеянную фортами, шлюзами и сторожевыми башнями, но стена Антонина никогда не выигрывала от добавления камня в той же степени, обеспечивая меньше остатков. Сегодня, в отличие от твердых участков, найденных на стене Адриана, остатки состоят в основном из расчлененных курганов и сложных земляных работ.

Отсутствие статуса знаменитости у вала Антонина также возможно вызванное его коротким сроком службы. Хотя год завершения его строительства остается спорным (предложения колеблются от 142 р. до 150 р. н.э.), общепризнанно, что эта огромная структура была брошена два десятилетия.

«Что достоверно», как сказала мне доктор Луис Кэмпбелл, постдокторант по археологии в Университете Глазго, «так это то, что стена была проявлением силы, массовой и трудоемкой физической присутствия».

«Стена, скорее всего, воспринималась бы как устрашающая структура и накладывала угрожающий аспект в культурный ландшафт, разделяя группы людей, которые тянутся на многие поколения», — сказала она, придя к выводу, что «скорее всего, местные жители не особо были рады этой стене».

Это вполне ожидаемо, если принимать во внимание, что эти местные жители жили на земле, которой руководили воины и племена, которые считались вне досягаемости Рима. Несмотря на различные вторжения, лагеря и даже некоторые взаимовыгодные торговые отношения, Каледония, римское название непобеждённых земель на севере, остался занозой в теле многих императоров. Вал Антонина обозначал внешние границы того, что Рим видел, как цивилизацию. Более того, это была довольно необычная «цивилизация».

«Искусственно построенные границы были весьма необычными явлением в римском мире, поскольку армия, как правило, опиралась на естественные границы, такие как реки или горы», — сказал доктор Фрейзер Хантер, главный куратор римских коллекций в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге. «Таким образом, вал Антонина дает нам редкие взгляды на попытки Римской империи контролировать границы своего мира».

До сих пор выдвигаются гипотезы о том, почему он был заброшен. «Это была сложная граница империи», — заявил Хантер, «частично через ландшафт, частично из-за вражды, с которой они столкнулись на месте, но также с логистической точки зрения, а это значит, что нужны были расширенные линии снабжения».

Кэмпбелл соглашается. «Сочетание проблем в других местах империи, менее восприимчивых местных жителей, непростой местности и условий окружающей среды, вероятно, способствовали решению Рима покинуть вал Антонина и перевести гарнизон на предыдущую границу на валу Адриана», — сказала она.

История о вале Антонина не была полностью утрачена. Музей Хантериан в Университете Глазго, первый публичный музей Шотландии, проводит постоянную экспозицию по валу Антонина, отражающий сокровища из повседневных предметов, таких как старинные кожаные ботинки, ювелирные изделия и монеты, в высеченных камней, обозначавшие расстояние, которые отмечали завершение разделов вала по ходу его строительства. Кэмпбелл, который тесно сотрудничал со многими римскими экспонатами, приветствует его как «выдающуюся коллекцию объектов».

Кроме того, существует 47 названных участков вдоль маршрута для путешествующих для изучения, хотя не удивительно, что не все из них были созданы одинаковыми ввиду отсутствия стены в твердой каменной форме. Я спланировал свой маршрут на запад на автомобиле из Эдинбурга, чтобы увидеть некоторые обязательные секции вала.

Это всегда был интересен маршрут: для начала, маршрут вала через центральный пояс Шотландии охватывает много низменных территорий, которые были в центре шотландской промышленной революции. В результате, любой, кто следует за валом Антонина, проезжает через районы, которые имеют отпечаток тяжелой промышленности, например, бывшие угольные и сланцевые шахты и бывшие сталелитейные заводы. Интересно, что руины проходят параллельно с некоторыми из основных артерий региона, включая канал Форт-оф-Клайд, маршрут для прогулок «Джон Мьюр», а также главную железнодорожную линию между Эдинбургом и Глазго, что доказывает, что этот участок продолжает оставаться таким же важным сегодня, как это было при римлянах.

Моя первая остановка представляла собой город Фолкерк, около 26 миль к западу от Эдинбурга, где было и остается много различных мест вала в быстрой последовательности. «Часть вала в парке Callendar моя любимая, поскольку она пережила городское разрастание Фолкерк», — сообщил мне Хантер. Действительно, парк, окружающий музей в Callendar House, размещает большую часть вала и канаву и предоставляет мне мой первый волнующий взгляд на вал Антонина. В помещении Callendar House также размещена небольшая выставка с историей вала Антонина под наблюдением местного археолога Джеффа Бэйли.

Менее чем в трех милях от Callendar House находится Watling Lodge, где вдоль довольно неприглядной дороги класса «В», видим подъем и падение канавы, ползает по низкогорном холме. Кроме того, в районе также находится форт Rough. Остатки этого древнего форта часто оцениваются как жемчужина вала Антонина, к которой легко добраться по дороге от Фолкеркское колесо (другое, более современная, инженерная история успеха).

Хотя форт Rough был вторым наименьшим фортом вдоль стены, Бейли сказал: «он содержит все необходимое, чтобы произвести впечатление того, как выглядел форт». И поэтому понятно, почему он так почитается. Ходите ли вы вдоль заболоченного дна канавы или высоко по позвоночнику вала, вы чувствуете огромный масштаб структуры. Стоя на влажном мохообразном участке вала, который смотрит на запад Шотландии, я не мог не задуматься над тем, как далеко от дома эти легионеры, пожалуй, чувствовали себя на этом диком форпосте, склонном к нападениям плохой погоды и враждебности от вредоносных туземцев.

Через пару миль к западу, я прибыл к необходимому мне места у Сибегс Вуд, который появился у сгиба дороги, после чего мне сразу необходимо было припарковать автомобиль. Здесь все говорило о военном подходе: широкая служебная дорога в форме стрелы, которая шла по валу, останки которого еще можно увидеть.

Восемь миль дальше, короткая прогулка по резкому, крутому склону раскрыла, почему Бейли утверждал, что объект у Крой Хилл был «визуально привлекательной частью, где видны обломки камней». Так же, как и великолепные виды на долину на запад, эти драматические обломки камней показывают, где канава была проложена через скалу, что было большим достижением почти два тысячелетия назад.

Все было еще выше в соседнем форте Бар-Хилл. «Холм Бар является местом исключительной красоты», сказал Кэмпбелл, «поскольку это самая высокая точка вдоль стены Антонина и обеспечивает удивительные панорамные виды вокруг окружающего ландшафта». Его слова соответствуют действительности, а путь к его руинам, которые включают каменные остатки колодца и контур бани, требуют значительных усилий мышц ног.

Но главный объект, находился в небольшом парке, скрытом вдоль оживленной главной дороги в хорошем районе Bearsden, лишь в нескольких милях к северо-западу от Глазго. Под низкой стеной располагаются более существенные остатки римской бани, несколько сюрреалистическая мысль, когда вы думаете о том, как легионеры когда-то расслаблялись в паре на этом месте, теперь охвачены жилым комплексом 1970-х годов.

Конечно, этот избирательный подход к исследованию вала Антонина можно считать только вступлением. Это дало мне вкус чтобы искать и показать, как интересно может быть искать новые секции вала; Неудивительно, что эксперты и энтузиасты отстаивают эту забытую границу как главную достопримечательность.

Рассказ о вале Антонина может быть похожим на короткую статью, а не на полноценный рассказ, но его нужно рассказывать на уровне с ее коллегами, валом Адриана. Она оставила наследство интриг, археологии, истории, прогулок и деятельности — достаточно доказательств того, что она на некоторое время была ключевым рубежом могущественной Римской империи.

«Стена является прекрасным примером стремлений Рима контролировать то, что сейчас является Шотландией, и вызовами, с которыми столкнулась империя», — сказал Хантер. «Это был эксперимент — масштабное инженерное упражнение, с помощью которой пытались отделить римский мир от неримского».

Оригинал статьи