Польские кружева: произведения мастериц из деревни Конякув

Крючок или коклюшки, тонкая ниточка, железное терпение и несгибаемое мастерство рождают на свет воздушные и изящные хитросплетения кружев. В Польше этот традиционный вид украшения одежды и элемент домашнего декорирования имеет шансы пережить второе рождение. Не хватает только умелых рук мастериц-кружевниц.
 
Традиционное коняковское кружево за свою более чем 100-летню историю было настолько популярным, что его носили не только как элемент традиционного гуральского костюма и тем более не только в районе Бескид. Оно успело сняться в кино. Его носили герои Даниеля Ольбрыхского и Леона Немчика в экранизации “Потопа” Генрика Сенкевича и даже королева Великобритании. Про коняковские кружева этнографы говорят, что это мир, отраженный умелыми руками мастериц. Благодаря своему воображению и знанию всех замысловатых способов плетения нити и узелков – а их более двух тысяч! – эти мастерицы могут на особенном языке рассказать о том, что видят в окружающем их мире. Так рождаются маленькие и большие произведения народного искусства: салфетки, рукава, воротники, литургические рушники, украшения головных уборов, чепчики и масса других интересных вещей – таких как вставки в платья и сами платья, от простых до свадебных, передники, накидки, парео и вообще всё, чего пожелает душа или что позволит доход.
Еще относительно недавно кружево было распространено по всей территории Польши. Каждый регион имел свои особенные плетения. По ним можно было узнать, откуда человек. “Сейчас, во времена, когда считается выгода и часто именно она доминирует над необходимостью сохранять традицию, желающих постигать искусство кружева и продолжать дело предков все меньше и меньше,” – говорят те, чьими руками создаются эти прекрасные творения из почти невесомых нитей. Действительно, машинная вязка за последние годы сильно потеснила ручной труд. Салфетка, связанная машиной, дешевле. На фоне неё ручная работа стала стоить гораздо дороже. Но то, что на первый взгляд кажется минусом, при правильном подходе может стать плюсом. Сейчас все больше людей понимают, что ни одна машина не способна воспроизвести той утонченности и теплоты, с которой к работе подходит живой человек. И вот хендмейд снова в почете. Нужно только не потерять и развить остатки традиции, которая ещё недавно была столь сильной.

Коняковскому кружеву повезло

Конякув – небольшая деревня в Силезских Бескидах. Её особенность в том, что расположена она на стыке трех границ – польской, словацкой и чешской. Туристов тут предостаточно круглый год. Уже традиционно некоторые приезжают за местными кружевами. “Без хекнадли и жизни-б не было,” – говорят местные мастерицы. Хекнадлями (heknadla – польск. силезский регионализм – крючок) называют тут вязальные крючки. “Их ремесло все в небольшой коробочке похожей на табакерку, в которой из поколения в поколение хранятся и предаются инструменты, нити и очки,” – читаем мы в альбоме “Коняковские кружева”. Все остальное кружевницы носят в своей фантазии.
Мастерицы продолжают искать кружеву применение в современных реалиях. Приспосабливая продукт к модным тенденциям, ищут новые формы. Примером может служить женское нижнее белье. Тут стоит отметить историю, ставшую водоразделом между кружевницами. Основой её послужили популярные трусики-стринги. Часть кружевниц возмущались: “Негоже тем, чем алтарь в костелах украшают, всякие такие места прикрывать”. Другие убеждали противниц, что ничего ужасного в таком применении кружева нет. Так или иначе, а история эта сыграла на руку делу популяризации кружева. Продвинутые мастерицы стали выпускать изящное кружевное бельё и популярность коняковских рукодельниц выросла. Появился спрос на такие изделия, а заодно и на весь ассортимент продукции кружевниц. Хорошую рекламную службу сослужило и 5-ти метровое кружево, занесённое в Книгу рекордов Гиннеса. 5 месяцев работы, 5 кружевниц, 5 килограммов веса – таков был итог работы над рекордом. На его изготовление ушло 50 километров нити. Тысячи мелких скрепленных между собой элементов были в дальнейшем показаны на Международном фестивале кружева в Хорватии.
Знатоки кружев в один голос указывают на выдающуюся мастерицу – Беату Легерскую (Beata Legierska), которая владение крючком подняла до невиданной высоты. Эксперты сходятся во мнении, что в Польше ей нет равных в этом искусстве. Интерес к кружевному делу она проявила в 6 лет и с тех пор никогда не расставалась с крючком. Мастерица суммировала знания, собранные двумя поколениями кружевниц, у которых училась. Сама пани Беата призывает всех тянуться к таким же высотам и доказывает всем своим примером, что кружево – это не только народный промысел или дань традиции. Это – подлинное высокое искусство. Она часто выставляет свои работы в Германии, Франции, Швейцарии и других странах, что показывает – искусство польского кружева востребовано и спрос на него будет расти. Нужны только кружевницы с широкой фантазией, любовью к традициям и умелыми и добрыми руками. Остальное приложится.